КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ»

«ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: СИМПТОМЫ И ПРИЧИНЫ» 

Детская тревожность - это широкое понятие, выражающееся в тревоге, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность. Переживается тревожность в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, поднятии температуры и др. 
Итак, выделим признаки повышенной тревожности у ребёнка, на которые следует обратить внимание: 
  • Постоянное беспокойство; 
  • Часто не может сдержать слезы; 
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; 
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); 
  • Нарушения сна: ребѐнок спит беспокойно, засыпает с трудом; 
  • Не может долго работать, не уставая. Любое задание вызывает излишнее беспокойство; 
  • Смущается чаще других, краснеет в незнакомой обстановке; 
  • У малыша обычно холодные и влажные руки, у него нередко бывает расстройство стула, сильно потеет, когда волнуется; 
  • Боязлив, многое вызывает у него страх;
  • Плохо переносит ожидание; 
  • Не любит браться за новое дело, не уверен в себе, в своих силах, боится сталкиваться с трудностями; 
  • Раздражительность и агрессивные проявления ребенка, что во многих случаях также являются симптомом тревожности. Такие поведенческие реакции могут оказаться способом избегания эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что грубят в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях со сверстниками, иногда доводящую до драк. 
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 
  • Противоречивые требования родителей. Очень важно, чтоб взрослые придерживались единой линии поведения, к примеру, если мама разрешит сыну погулять во дворе, а вечером папа накричит на него за это, велика 2 вероятность возникновения неуверенности в себе, отсутствии проявления самостоятельности и инициативности. Если вы устанавливайте правила, будьте последовательны. 
  • Завышенные требования родителей, которые формируют заниженную самооценку. Важно понимать, что каждый ребѐнок обладает индивидуальными способностями, все дети не могут быть отличниками или спортсменами, как этого хочется родителям. Поэтому, давить на ребенка нельзя ни в коем случае. 
  • Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких результатов, тем более выражена у ребенка тревожность. 
  • Унижение ребенка, подавление его воли и желаний, ограничение в деятельности, которая приносит ему удовольствие. В этом вопросе существует тонкая грань, между поощрением к развитию и вседозволенностью, которую очень важно соблюдать. 
  • Ссоры и скандалы между родителями на глазах у ребёнка. Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье положительно отражается на психике малыша, поэтому ни в коем случае не стоит конфликтовать на его глазах. 
  • Смена детского коллектива – мощный стрессогенный фактор, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей (тех детей, из которых состоит новая группа). Следовательно, переход из группы в группу провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной). 
  • Врожденная особенность характера. 
ЧТО ДЕЛАТЬ? 
Прежде всего, важно понимать, что проблема повышенной тревожности достаточно серьезна, поэтому она не решается за один день, и требует значительных усилий от родителей. Работа с тревожностью должна иметь ежедневный и целенаправленный характер. В целом, с тревожными детьми работают в трех основных направлениях: повышение самооценки, снятие напряжения и обучение управлять собой в волнующих ситуациях. 
  • Повышение самооценки Повышение самооценки является основой для развития успешной и благополучной личности, поэтому ее роль в воспитании незаменима. Прежде всего, важно обращаться к ребенку по имени, хвалить даже за достижения. Крайне важно, чтоб эта похвала была искренней, ведь дети остро чувствуют фальшь.  Очень важно исключить из лексикона обидные и резкие слова, которые могут унизить достоинство ребенка. Также не стоит насильно требовать от малыша того, что он не хочет, ведь это может вызвать негативную реакцию. Гораздо лучше попросить его объяснить, почему он не хочет. Полезным нововведением будет создание специального стенда для ребенка, в котором будут отмечаться все его положительные достижения, пусть даже самые маленькие. Такой стенд можно сделать в форме солнышка, дорисовывая достижения в виде лучиков, цветочка, с лепестками и т. д. 
  • Снятие напряжения В данном случае, благоприятный эффект оказывает телесный контакт с тревожным ребенком. Благодаря самым простым обниманием, одобрительному похлопыванию по плечу или теплому поглаживанию по спине или голове, малыш ощущает себя в безопасности, это поможет ему успокоится и расслабиться. Также рекомендуется делать массаж и растирания.
  • Самоконтроль в волнующих ситуациях Из-за излишней скованности и стеснительности, спровоцированной повышенной тревожностью, дети часто скрывают свои проблемы. Поэтому, если ребенок говорит, что все хорошо, это не обязательно соответствует действительности. Очень важно найти контакт с малышом. Этого можно добиться, обсуждая ту или иную проблему. Если ребенок выговориться о своих чувствах и переживаниях, ему станет значительно легче. Тревожных детей не рекомендуется торопить, ведь от волнения бывает довольно сложно сконцентрироваться. Лучше предоставить ребенку столько времени, сколько требуется. Очень хороший эффект дает сочинение сказок вместе с родителями. Это помогает снять эмоциональный груз внутренних переживаний, а также научит ребенка самостоятельно принимать решения. Также можно попросить ребенка нарисовать свой страх, однако он должен это сделать исключительно по своему желанию. Рисунок поможет выплеснуть накопившиеся эмоции. К тому же, после того, как символ страха будет нарисован, родители могут тоже взять в руки карандаши и дорисовать вместе с ребенком смешные усы или веселую шапку. Это развеселит малыша, и поможет ему справиться со страхом. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже с такой серьезной проблемой, как повышенная тревожность, можно справиться. 
Главное проявить заботу, внимание и любовь к своему ребенку. Поддержка родителей – это залог успеха в здоровой психике малыша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Некоторая информация (статьи, картинки, фото и другой материал) общедоступна и ее можно почерпнуть без особых вопросов через Интернет ресурс. Я не претендую на авторские права, следовательно, данная информация может быть удалена по просьбе автора.